Разборка и сборка коробки передач ЯМЗ

Коробка передач ямз-236

Коробка передач ямз-236

Коробку передач ЯМЗ-236 следует разбирать только в случае необхо­димости: для ремонта или замены изношенных или поврежденных деталей.

Для снятая коробки передач с двигателя необходимо отвер­нуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика, предварительно отогнув стопорные шайбы, затем сдвинуть коробку назад, чтобы первичный вал вышел из сцепления, и опустить ее вниз. При этом необходимо поддерживать коробку снизу или подвесить ее сверху во избежание повреждения ведомого диска сцепления и первичного вала коробки.

После того как коробка передач будет снята с двигателя, ее необходимо очистить от грязи и масла, промыть снаружи и слить масло из картера.

Разборку коробки необходимо вести в следующем порядке:

  1. снять с коробки детали привода сцепления;
  2. отвернуть гайки крепления дистанционного механизма и снять дистанционный механизм коробки передач ЯМЗ-236; отвер­нуть гайки и снять опору с рыча­гом коробки передач ЯМЗ-236С;
  3. отвернуть болты крепления верхней крышки к картеру и снять верхнюю крышку;
  4. отвернуть болты крепления крышки заборника масла и снять крышку с магнитом и сеткой; сет­ку заборника и магнит очистить от грязи и металлических частиц и промыть в керосине;
  5.  расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца крепле­ния кардана и снять фланец;
  6. отвернуть болты крепления крышки заднего подшипника вторичного вала и снять крышку с сальником и шестернями при­вода спидометра; снять червяк привода спидометра; у коробки передач ЯМЗ-236С снять распорную втулку;
  7. расшплинтовать болты крепления крышки заднего под­шипника первичного вала и снять крышку с сальником; вынуть первичный вал с подшипником;
  8. снять задний подшипник вторичного вала и вынуть вторич­ный вал в сборе с шестернями и синхронизаторами;
  9. расшплинтовать и отвернуть болты крепления масляного насоса и снять его;
  10. отвернуть болты и снять крышку заднего подшипника промежуточного вала;
  11. выпрессовать ось блока шестерен заднего хода и вынуть блок с подшипниками;
  12. расшплинтовать и отвернуть болты крепления упорной шайбы на заднем конце промежуточного вала, снять шайбу и вы­прессовать задний подшипник промежуточного вала;
  13. вынуть промежуточный вал в сборе с шестернями. Дальнейшая разборка может быть произведена без особых пояснений. Необходимо помнить, что спрессовку шестерен с про­межуточного вала следует делать с опорой на ступицу, но не на венец шестерни, во избежание поломки или деформации шестерни.

Коробка передач ЯМЗ-236 собирается в обратном порядке. При сборке особое внимание следует обратить на правильность установки прокладок, в которых пробиты отверстия для прохода масла.

Если при разборке коробки передач разбирался и масляный насос, то перед его сборкой необходимо смазать все детали и внут­реннюю полость корпуса насоса маслом для смазки коробки пере­дач, так как сухой насос может не обеспечить всасывание масла из масляной ванны картера коробки.

Для правильной работы коробки передач необходимо, чтобы она была точно сцентрирована с двигателем. Для этого перед установкой коробки на двигатель следует проверить, чтобы привалочные поверхности картера маховика и картера сцепления были чистыми, без забоин и после установки коробки были плотно притянуты болтами. Затяжку болтов надо производить в два при­ема: сначала затягиваются все болты с половинным усилием, затем с полным крутящим моментом 30-32 кГм.

При каждом снятии с двигателя коробки передач и сцепления не следует забывать смазать передний подшипник первичного вала в коленчатом валу двигателя.


Читайте также: