Развал блока цилиндров двигателя ЯМЗ-236, 238

Развал блока цилиндров двигателя ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Развал блока цилиндров двигателя ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Развал блока цилиндров образован стенками штанговых по­лостей, связанными с цилиндровыми гнездами поперечными пере­городками, и горизонтальной стенкой, закрывающей картерное пространство двигателя сверху. В развале между секциями блока расположены обработанные постели для установки топливного насоса высокого давления, на которых имеются резьбовые отвер­стия для его крепления. В задней части развала двигателя имеются резьбовое отверстие для крепления дренажной тру­бки корпуса топливного насоса высокого давления и две прямоугольные технологические бобышки, на которых выбивается обо­значение модели двигателя и его номер. В передней части развала двигателя выполнена коробчатая полость, соединенная со стенками, закрывающими штанговую полость. В попереч­ных стенках этой полости обработаны отверстия под подшипни­ки и сальник вала привода топливного насоса высокого давления. На верхней обработанной полости коробки имеются два резьбо­вых отверстия для крепления верхней крышки блока и площадка для установки фирменной таблички завода-изготовителя.

К наружным стенкам цилиндровых частей блока прилиты про­дольные водяные каналы, выходящие на передний торец блока. Пода­ча воды из каналов в водяную рубашку осуществляется через литые отверстия, расположенные по оси каждого цилиндра. На наружных поверхностях обоих водяных каналов выполнены по два фланца с двумя резьбовыми отверстиями и одним обработанным отверстием на каждом. Обработанные отверстия выходят в водяную полость.
Задние отверстия обоих каналов предназначены для подсоеди­нения труб пускового подогревателя. Передние отверстия явля­ются технологическими и закрываются штампованными стальными заглушками с паронитовыми прокладками.

Боковые стенки цилиндровой части блока плавно переходят в боковые стенки картера и заканчиваются привалочным фланцем для крепления масляного поддона двигателя. Снизу фланец обра­ботан и имеет резьбовые отверстия для крепления поддона.

На правой боковой стенке картера в задней ее части располо­жены две постели для крепления стартера. Каждая постель имеет цилиндрическую расточку и две обработанные площадки с резь­бовыми отверстиями для крепления кронштейнов стяжных лент. В заднюю постель запрессован цилиндрический штифт, который входит в паз на корпусе стартера и фиксирует стартер в определен­ном положении.

На левой боковой стенке картера имеются два фланца с двумя резьбовыми отверстиями на каждом. Обработанное отверстие зад­него фланца соединено с каналом, выходящим в отверстие на та­ком же фланце на нижней плоскости блока; к этому фланцу присо­единяется нагнетающая трубка радиаторной секции масляного на­соса. К заднему фланцу подсоединяется трубка отвода масла к мас­ляному радиатору. Отверстие переднего фланца — сквозное, вы­ходит в картер двигателя и служит для слива охлажденного масла в поддон. В верхней части левой боковой стенки картера располо­жен центральный масляный канал блока цилиндров.

Картерное пространство блока цилиндров разделено попереч­ными перегородками на отсеки, в каждом из которых расположены по одному цилиндру левого и правого рядов. Перегородки имеют специальное силовое оребрение и вместе с боковыми стенками кар­тера и цилиндровой частью блока создают жесткую во всех направ­лениях конструкцию. В нижней части перегородки заканчиваются толстостенными арками, образующими коренные опоры коленча­того вала, и обработанными площадками с резьбовыми отверсти­ями для крепления крышек коренных опор. Крышки фиксируются в блоке от поперечного смещения обработанными боковыми по­верхностями и крепятся четырьмя болтами каждая.

Развал блока цилиндров Надежность работы вкладышей в значительной степени зависит от правильного их положения относительно шеек коленчатого ва­ла, поэтому расточка блока под коренные вкладыши, производится в сборе с крышками коренных подшип­ников; отклонение от соосности постелей не превышает 0,0125 мм. Совместная обработка блока и крышек коренных подшипников обя­зывает при сборке двигателя крышки устанавливать строго в свои гнезда и определенной стороной. Для этого каждая крышка имеет смещенные боковые фиксирующие поверхности и порядковый но­мер опоры, нумерация которых начинается от переднего торца блока. На разъеме постели в блоке и крышках выполнены дисковой фре­зой углубления, в которые входят выштампованные выступы на торцах вкладышей, предохраняющие вкладыши от осевого смеще­ния и проворачивания.

Болты крепления крышек коренных подшипников затягивают строго регламентированным моментом, равным 30-32 кГм. После затяжки болты попарно контрят шплинт-проволокой.
На задней коренной опоре с обеих сторон выполнены цилиндри­ческие выточки для установки упорных полуколец коленчатого вала. В крышку задней опоры запрессованы латунные штифты, пре­дохраняющие полукольца от проворачивания.

На нижней плоскости крышки переднего коренного подшипни­ка имеются два штифта для точной установки масляного насоса и две шпильки для его крепления.

На нижних плоскостях крышек промежуточных и задней опор выполнены по два резьбовых отверстия, которые могут быть использованы при съеме крышек. На третьей крышке эти отверс­тия используют для дополнительного крепления трубки заборника масляного насоса.

В верхней части картерных перегородок выполнены расточки под подшипники распределительного вала и под втулки осей тол­кателей. Бронзовые втулки подшипников распределительного вала окончательно обрабатывают по внутреннему диаметру до размера 54+0,03 мм после запрессовки в блок.

В перегородках картерной части блока имеется система сверле­ных каналов для подвода масла из центрального канала к подшип­никам коленчатого и распределительного валов и толкателей. Вы­ходы поперечных каналов с левой наружной стороны блока закры­ваются коническими резьбовыми пробками. Передний канал ис­пользуется для отбора масла к компрессору пневмотормозов, а третий от переднего торца — для установки датчика давления мас­ла в системе.

На нижней плоскости блока в третьей коренной опоре имеет­ся отверстие с резьбой для установки сливного клапана системы смазки. Вертикальный канал в левой стороне передней перегород­ки с фланцем на нижней плоскости блока предназначен для пода­чи масла от нагнетающей секции масляного насоса к фильтру гру­бой очистки масла.

На правой стороне блока имеются два точно обработанных от­верстия диаметром 20 мм, служащих для фиксации блока при об­работке. Передний и задний торцы блока обрабатываются строго перпендикулярно оси расточек под коренные подшипники колен­чатого вала. На переднем торце выполнены: площадка с двумя резь­бовыми отверстиями для крепления упорного фланца распредели­тельного вала, фигурный фланец с резьбовыми отверстиями и дву­мя штифтами для установки крышки шестерен распределения, два фланца для крепления фильтра грубой очистки масла и треу­гольный фланец для установки центробежного масляного фильтра. Над фланцем для крепления центробежного фильтра имеется вер­тикальный канал, закрытый снаружи резьбовой конической проб­кой. Этот канал соединяется с центральным масляным каналом и имеет два выхода на переднем торце: большой — на фланце для крепления фильтра грубой очистки и малый — на фланце для креп­ления центробежного фильтра. Через этот канал очищенное масло подается в центральный масляный канал и параллельно в центро­бежный масляный фильтр. Литая полость фланца крепления цент­робежного фильтра соединяется с картерной частью блока; из по­лости очищенное в центробежном фильтре масло сливается в под­дон. Каждый фланец для крепления фильтра грубой очистки име­ет два крепежных резьбовых отверстия, а фланец центробежного фильтра — три.

На заднем торце блока имеются фланцы с резьбовыми отвер­стиями для крепления картера маховика и устройства для венти­ляции картера двигателя. В отверстия фланца крепления картера маховика запрессовано два фиксирующих штифта. Фланец для установки устройства вентиляции картера расположен в верх­ней левой части блока цилиндров. Отверстие большего диаметра на этом фланце выходит в штанговую полость, соединяющуюся с картерным пространством двигателя.


Читайте также: