Сцепление на Урале

 Дата публикации: 12.01.2014

Автомобиль УРАЛ-43206

Автомобиль УРАЛ-43206

На автомобиле Урал установлено сухое двухдисковое сцепление с периферийным расположением нажимных пружин.

Крутящий момент от маховика к среднему ведущему диску передается посредством четырех пазов на маховике, в которые свободно входят шипы диска. Крутящий момент к нажимному ведущему диск передается через кожух сцепления, связанный с маховиком восемью центрирующими болтами. Нажимный диск связан с кожухом четырьмя парами пружинных пластин, которые допускают осевое перемещение нажимного диска, необходимое для включения и выключения сцепления.

Нажимное усилие создается двенадцатью нажимными спиральными пружинами, установленными в кожухе сцепления.

В ведомых дисках установлены гасители колебаний фрикционного типа с сухим трением - сталь по стали.

С обеих сторон среднего ведущего диска приклепаны отжимные пружины, которые устанавливают диск в среднее положение между маховиком и нажимным диском. На нажимном диске установлены рычаги нажимного диска, соединенные с кожухом сцепления через вилки. Положение рычагов в одной плоскости регулируется гайками.

При выключении сцепления внутренние концы рычагов передвигаются муфтой выключения сцепления к маховику, а наружные концы - от маховика. При этом диск отодвигается от ведомого диска, пружины сжимаются, а диск отодвигается вправо под действием пружины и освобождает ведомый диск, тем самым разъединяя двигатель и трансмиссию.

Выжимной подшипник сцепления смазывается через гибкий шланг колпачковой масленкой, расположенной с правой стороны картера сцепления. Если гибкий шланг заменен новым, то перед установкой заполнить его смазкой.

Привод выключения сцепления механический. Полный ход педали составляет 200 мм и не регулируется. Свободный ход педали регулируется.

Техническое обслуживание сцепления автомобиля Урал

Техническое обслуживание сцепления заключается в периодической проверке и регулировке привода выключения сцепления и замене фрикционных накладок ведомых дисков по мере их износа.

Педаль сцепления должна иметь свободный ход в пределах 30-40 мм.

Величину свободного хода определяют нажатием на педаль: начало рабочего хода ощущается по значительному возрастанию усилия.
Свободный ход педали регулируют для поддержания зазора 3-4 мм между упорным подшипником и внутренними концами рычагов нажимного диска. По мере износа трущихся поверхностей дисков зазор уменьшается, в результате чего свободный ход педали также уменьшается.
Если зазора нет, рычаги выключения сцепления касаются упорного подшипника, и он быстро изнашивается. Если свободный ход педали превышает 40 мм, хода педали может не хватить для полного выключения сцепления.

Регулировать свободный ход педали выключения сцепления рекомендуется в следующем порядке:

  • отсоединить тягу от рычага вала вилки выключения, отпустить контргайку вилки тяги и навертывать вилку для увеличения зазора или вывертывать - для уменьшения;
  • соединить тягу с рычагом, затянуть контргайку вилки и проверить свободный ход педали.

 

Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать, а при нажатии на педаль должно выключаться полностью (не должно «вести»).

Пробуксовка сцепления возникает при значительном износе фрикционных накладок, когда рычаги нажимного диска упираются в кожух сцепления. Для устранения пробуксовки необходимо восстановить первоначальное положение рычагов нажимного диска, удалив регулировочные шайбы, которые установлены между кожухом сцепления и маховиком. Для этого следует:

  • снять крышки люков картеров сцепления и маховика;
  • проворачивая коленчатый вал двигателя, ослабить все болты крепления кожуха сцепления;
  • снять регулировочные шайбы, последовательно отвертывая каждую пару болтов, после чего все болты равномерно затянуть и отрегулировать свободный ход педали.

Регулировочные шайбы рекомендуется удалять только в том случае, если пробуксовку сцепления невозможно устранить регулировкой свободного хода педали сцепления.