Поршень двигателя ЯМЗ-236, 238

Поршень

Поршень

Поршень изготовлен из высококремнистого алюминиевого сплава и имеет сложную геометрическую форму. В сочетании с принятым материалом это позволило обеспечить надежность работы поршней при сравнительно малых для дизелей зазорах между юбкой поршня и гильзой, равных 0,19-0,21 мм. Для обе­спечения указанного оптимального зазора поршни по наибольшему размеру овальной поверхности юбки и гильзы цилиндров по внут­реннему диаметру разбиваются на четыре размерные группы, обозначаемые клеймами А, АА, ААА, АААА на днищах поршней и верхних торцах гильз.

Каждый цилиндр двигателя при сборке комплектуется поршнем и гильзой одной размерной группы.
Поршни разбиваются на размерные группы по диаметру юбки на расстоянии 153 мм от днища поршня. Разность большего и мень­шего диаметров юбки в этом сечении составляет 0,02 мм.
Для улучшения приработки поршня к гильзе поверхность юбки поршня покрыта слоем олова толщиной 0,003-0,006 мм.

В толстостенном днище поршня расположена открытая торои­дальная камера сгорания. Внутренняя форма поршня обеспечи­вает равномерное распределение тепла от днища к юбке поршня.
По нижней кромке юбки имеются боковые выемки, чтобы проти­вовесы коленчатого вала не задевали поршня.

На наружной поверхности поршень имеет пять канавок для поршневых колец. Три верхние канавки, имеющие сече­ние прямоугольной трапеции, предназначены для установки компрессионных колец, и две канавки: одна выше поршневого пальца, вторая — в нижней части юбки — для установки маслосъемных.

По окружности канавок под маслосъемные кольца имеется 26 отверстий диаметром 4 мм для отвода масла, снимаемого кольцами с поверхности цилиндра. На двигателях старого выпуска канавка под третье компрессионное кольцо выполнялась прямоугольного сечения. Внутри поршня имеются две бобышки с отверстиями диаметром 50 мм под поршневой палец. Кольцевые канавки на поверх­ностях отверстий под поршневой палец служат для установки стопорных колец, ограничивающих осевое перемещение поршневого пальца.

По посадке поршневого пальца в поршень и верхнюю головку шатуна двигатели старого выпуска (до второй половины 1966 года) имели три размерные группы, обозначаемые клеймами Б, ББ, БББ. Клеймо ставилось на днище поршня, фаску отверстия поршневого пальца и крышку шатуна. Поршень, шатун и палец комплектова­лись из одной размерной группы. Начиная со второй половины 1966 года, с достижением достаточной точности обработки, разбивка указанных деталей на размерные группы по посадке пальца снята.

Масса (вес) обработанного поршня должна быть 2780 ± 10 грамм. Подгонка поршней по весу производится за счет снятия металла с внутренней утолщенной нижней части юбки.
При существовавшей до февраля 1967 года технологии отливки поршней для обеспечения достаточной прочности перемычек между кольцами поршни разделялись на правый (с меткой ПР) и левый (с меткой ЛВ). Метки выбивалось на днище поршня. Поршни с метками ПР рекомендовалось устанавливать на правый ряд цилиндров, а с меткой ЛВ — на левый. С февраля 1967 года поршни стали взаимозаменяемыми.

Поршневой палец — пустотелый, плавающего типа, служит для соединения поршня с шатуном.
Палец изготовляется из стали 12ХНЗА. Наружная поверх­ность пальца цементуется на глубину 1,0-1,4 мм и подвергается закалке и отпуску до твердости НКС 56-65. Наружный диаметр пальца равен 50 мм.

Поршневые пальцы старых выпусков по наружному диаметру разбивались на три размерные группы, обозначенные буквами Б, ББ, БББ; двигатели последних выпусков такой разбивки не имеют.
Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными коль­цами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня.


Читайте также: