Автотракторные масла

Вследствие введения в масло комплексных присадок на металле образуется защитная пленка, предохраняющая его от действия кислорода воздуха, кислот и щелочей. В результате износы деталей значительно уменьшаются. Испытания показали, что при работе двигателя на маслах с присадками ВНИИ НП-360, СБ-3 и ДФ-11 износ шатунных шеек коленчатого вала за 600 ч работы двигателя ЗИЛ-130 составил 3—4 мкм, коренных шеек 8—9 мкм, вкладышей шатунных и коренных подшипников 3—5 мкм.

Автотракторные масла

Практика эксплуатации двигателей ЗИЛ-130 показала, что применение для них обычных автотракторных масел приводит к заклиниванию и повертыванию вкладышей подшипников коленчатого вала, задирам шеек коленчатого вала и к большому износу цилиндров. Все эти обстоятельства подтверждают полную обоснованность требований завода, не разрешающего производить эксплуатацию двигателей на этих маслах и не гарантирующего их нормальной работы при этом. Для улучшения низкотемпературных свойств масел для двигателей ЗИЛ-130 в эти масла вводятся специальные вязкостные присадки. Вязкостно-температурные свойства масел характеризуются степенью увеличения вязкости при снижении температуры до 100° С и индексом вязкости.

Согласно ГОСТ 10541—63 специальное масло АС-8 (М8Б), имеющее вязкость при 100° С, равную 8 сст, повышает свою вязкость при температуре воздуха 0°С до 1200 сст, т. е. в 150 раз. Обычные автомобильные масла по ГОСТ 1862—60, не имеющие вязкостных присадок, типа масла АСп-6 с вязкостью при 100° С, равной 6 сст, повышают ее при 0°С до 1500 сст, т. е. в 250 раз и более. Оценка по индексу вязкости основывается на сравнении вязкостно-температурных свойств масла которое испытывается и двух масел взятых в качестве. Причем одно из них с очень хорошими вязкостно-температурными свойствами (индекс 100), а второе с плохими (индекс 0). Чем выше индекс вязкости масла, тем лучше масло. Индекс вязкости масла АС-8 (М8Б) равен 85, а у масла АСп-6 он только 50 и у масла АКп-10 всего 35.

Таким образом, обычные автотракторные масла по ГОСТ 1862—60 типа АСп-6 и АКп-10 по своим вязкостно-температурным свойствам обладают низкими пусковыми качествами и совершенно непригодны для двигателей ЗИЛ-130; автотракторные масла по ГОСТ 1862—60 марок АКЗп-6 и АКЗп-10 имеют некачественную комплексную антиокислительную, моющую и антикоррозионную присадку АзНИИ-4. При работе на этом масле двигателя ЗИЛ-130 происходит осмоление и нагарообразование, отложение лака и другие явления, характеризующие низкую термоокислительную стабильность масла.