Регулировка равномерности топлива

 Дата публикации: 02.03.2023

Двигатель ЯМЗ-651

Двигатель ЯМЗ-651

Перед началом регулировочных работ необходимо убедиться:

  1. по указателям уровня в наличии достаточного количества масла в картере топливного насоса высокого давления и регуля­торе;
  2. в отсутствии подсоса воздуха в соединениях магистрали низ­кого давления; для этого надо открыть пробки для спуска воздуха на корпусе насоса - струя топлива должна быть прозрачной, без пузырьков и помутнений;
  3. в отсутствии подтеканий топлива во всех соединениях топли­вопроводов низкого и высокого давления.

Перед началом каждого последующего замера величины по­дачи топлива или числа оборотов должна быть сделана выдержка в течение 0,5 мин (не менее) для достижения устойчивого режима работы и освобождения мензурок от собранного топлива.

Дальнейшие операции по регулировке должны проводиться в следующей последовательности:

  1. Повернуть рычаг управления регулятором до упора в болт минимальных чисел оборотов холостого хода и при числах оборо­тов 450-500 в минуту установить винтом кулисы запас хода рейки, равный 0,5-1 мм после полного выключения подачи.
  2. Повернуть рычаг управления до упора в болт максималь­ного скоростного режима и установить этим болтом начало выдви­гания (выброса) рейки при числе оборотов кулачкового вала насоса 1100 в минуту.
  3. Повернуть рычаг управления регулятором до упора в болт максимального скоростного режима и при числе оборотов кулач­кового вала 1030 в минуту установить рейку в положение, отличающееся от крайне выдвинутого положения на 13 ±0,2 мм; эта регулировка производится вращением регулировочного болта номинальной подачи, установленного на рычаге регулятора.
  4. Повернуть рычаг управления регулятором до упора в болт максимального скоростного режима и при числе оборотов кулач­кового вала 1030 + 10 в минуту установить подачу топлива каж­дой секцией насоса в пределах 113-115 мм3/цикл (116-118 см3/мин или 113-115 см3 за 1000 ходов плунжера).
  5. Проверить величину подачи при числе оборотов кулачкового вала 80±10 в минуту. Величина подачи пуска должна быть в пре­делах 220-240 мм3/цикл (220-240 см3 за 1000 ходов плунжера). Подрегулировать подачу можно винтом только в сторону увели­чения подачи топлива. После регулировки винт кулисы должен быть законтрен чеканкой, а выступ скобы кулисы, ограничивающий ее ход, не должен упираться в винт крепления крышки регу­лятора.
  6. Если подачу пуска потребовалось подрегулировать, то бол­том регулировки номинальной подачи на рычаге регулятора не­обходимо при упоре рычага управления в болт максимального ско­ростного режима и числе оборотов кулачкового вала насоса 1030+10 в минуту вновь установить величину подачи секциями насоса в пределах 113-115 мм3/цикл.
  7. Повернуть рычаг управления до упора в болт ограничения максимального скоростного режима и установить этим болтом на­чало выдвигания (выброса) рейки при числе оборотов кулачкового вала насоса 1070 в минуту.
  8. При том же положении рычага управления проверить число оборотов кулачкового вала насоса, соответствующее полному вы­ключению подачи секциями насоса, которое должно наступать при числе оборотов кулачкового вала 1120-1150 в минуту.
  9. Закрыть регулятор крышкой смотрового люка и винтом-ограничителем подачи топлива установить величину подачи секциями насоса при числе оборотов кулачкового вала 1030 в минуту в пределах 105 мм3/цикл (105 см3 за 1000 ходов плунжера), а затем законтрить винт-ограничитель гайкой. Рычаг управления должен упираться в болт максимального скоростного режима.
  10. Повернуть рычаг управления до упора в болт минималь­ных чисел оборотов холостого хода, проверить и, если необходимо, отрегулировать число оборотов полного автоматического выключения подачи топлива (число оборотов кулачкового вала должно быть в пределах 250 в минуту).
  11. Проверить выключение подачи скобой регулятора. При повороте скобы в нижнее положение на 45° подача топлива всеми секциями насоса должна полностью прекратиться.
  12. Установить автоматическую муфту опережения впрыска и затянуть гайку ее крепления моментом 10-12 кГм. Затяжка гай­ки крепления муфты должна проверяться во всех случаях, когда насос высокого давления снимается с двигателя.

Величина подачи секцией регулируется смещением поворот­ной втулки относительно зубчатого сектора: при повороте втулки влево подача уменьшается, вправо-увеличивается. Для этого необходимо ослабить стяжной винт соответствующего зуб­чатого сектора. После регулировки все стяжные винты должны быть надежно затянуты.

Число оборотов полного выключения подачи регулируется изменением положения регулировочного винта двуплечего ры­чага, после чего необходимо вновь установить болтом ограниче­ния максимального скоростного режима начало выдви­гания рейки при числе обо­ротов кулачкового вала 1070 в минуту и прове­рить число оборотов полного выключения.

При ввертывании винта двуплечего рычага и восста­новлении начала выдвигания рейки число оборотов полно­го выключения подачи умень­шается, при вывертывании - увеличивается.

При каждой очередной провер­ке насоса высокого давления в соответствии с инструкцией по об­служиванию двигателей в эксплу­атации необходимо:

  1. проверить герметичность на­гнетательных клапанов;
  2. проверить давление в подводя­щей полости насоса и при необ­ходимости подрегулировать затяжку перепускного клапана;
  3. проверить и отрегулировать на­чало подачи топлива секциями на­соса высокого давления;
  4. проверить и отрегулировать на­чало выдвигания рейки при упо­ре рычага управления в болт максимального скоростного режима в пределах числа оборотов кулачков;
  5. затяжка гайки вала 1070 в минуту;
  6. крепления автоматической проверить и при необходимо муфты опережения впрыска;
  7. отрегулировать смещением поворотных втулок относительно зубчатых секторов величину подачи топлива каждой секцией насоса, которая при числе оборотов кулачкового вала 1030 в минуту и упоре рычага управления в болт максимального скоростного режима должна быть в пределах 105-107 мм3 в цикл (105-107 см3 на 1000 ходов плунжера);
  8. проверить выключение подачи топлива скобой регулятора и установить автоматическую муфту опережения впрыска.

После окончания регулировочных работ перед снятием насоса со стенда все отверстия для подвода и отвода топлива на насосе вы­сокого давления и топливоподкачивающем насосе должны быть закрыты заглушками или пробками, предохраняющими топливо-проводящие полости от попадания грязи, пыли и влаги.