Коробка передач ЯМЗ

Коробка передач ямз-239

Коробка передач ямз-239

Конструкция коробки передач ЯМЗ

К основным особенностям ее конструкции, определяющим надежность, следует отнести следующее:

изготовление всех пар шестерен с корригированными зубьями с учетом продолжительности использования передач; это позволяет увеличить изгибную и контактную прочность зубьев, а следовательно, и ресурс коробки передач;

высокую жесткость валов, обусловленную рациональным выбором профиля;

жесткую и прочную конструкцию картера;

применение подшипников качения с высокой работоспособностью; роликовые подшипники вследствие комбинирования роликов допускают значительный перекос при передаче нагрузки;

надежную систему смазки с автономным насосом и повышенной подачей, обусловливающую высококачественную фильтрацию масла;

надежную систему уплотнений валов с лабиринтами и отводящими сливными каналами;

четкое и полное включение передач вследствие затыловки зубьев шестерен, применение специальных синхронизаторов, полного перекрытия зубьев при включении, совершенствования механизма переключения, блокировки и фиксации шестерен во включенном состоянии;

применение одновременно двух принципов запирания (двойное утонение шлицев и наклон образующей зуба), исключающее самовыключение передач;

использование высокопрочных легированных материалов и прогрессивных методов технологии и термической обработки деталей (дробеструйная обработка и хонингование зубьев после термической обработки).

Шестерни вторичного вала описываемой коробки передач вращаются на подшипниках скольжения (сталь по стали), имеющих специальный профиль и противозадирное химическое покрытие на основе двухсернистого молибдена.

Помимо разгрузки элементов коробки передач путем изменения кинематической схемы трансмиссии автомобиля проводились расчетно-исследовательские и технологические работы по дальнейшему повышению надежности зубчатых зацеплений.

Как отмечалось выше, надежность коробок передач ЯМЗ, особенно на дизельных автомобилях большой грузоподъемности, определяется соответствием ее кинематической схемы и конструкции показателям и параметрам дизеля и автомобиля в целом.

При повышении мощности дизелей автомобилей КрАЗ со 180 до 240 л. с. возникла необходимость анализа  кинематической ости коробки передач с целью подтверждено опытом эксплуатации с четырехтактными двигателями и коробкой передач, входящей в   состав  силового   агрегата с двухтактным  дизелем.

Расчетные исследования, выполненные по методике НАМИ с учетом действительных нагрузок, выявили высокий уровень изгибных и контактных напряжений в элементах зубчатых передач. Вследствие этого была разработана новая конструкция коробки передач со скорректированной кинематической схемой и измененными передаточными числами.

Многолетняя практика эксплуатации подтвердила правильность уточнения кинематической схемы трансмиссии автомобиля.

Ярославский моторный завод наряду с дизелями изготовляет сцепления и коробки передач и поставляет их автомобильным заводам в виде силовых агрегатов.

От параметров коробки передач и сцепления в большой мере зависят динамические нагрузки на другие элементы трансмиссии автомобиля. В свою очередь, характеристика коробки передач и сцепления зависит от жесткости других элементов трансмиссии и параметров автомобиля.

Условия работы коробок передач и сцеплений грузовых автомобилей большой грузоподъемности значительно отличаются от условий работы автомобилей других видов.

Для нагрузочных режимов агрегатов трансмиссии указанных автомобилей характерны более интенсивная нестационарность и возможность больших перегрузок. Крутящий момент, развиваемый дизелем, имеет большую амплитуду гармонических составляющих высших порядков. Кроме того, крутящий момент у дизелей значительно выше, чем у карбюраторных двигателей. Все это определяет специфику сцеплений и коробок передач силовых агрегатов ЯМЗ.

Коробка передач на ЯМЗ

Коробка передач ЯМЗ

На четырехтактные двигатели ЯМЗ устанавливается новая меха­ническая пятиступенчатая коробка передач.

Базовая модель этой коробки ЯМЗ-236 применяется совместно с однодисковым сцеплением на шестицилиндровых двигателях и обо­рудуется дистанционным управлением.

На более мощные восьмицилиндровые двигатели устанавливается модификация ЯМЗ-236С с двухдисковым сцеплением. В отличие от базовой модели ЯМ3-236 коробка передач имеет другие передаточные числа и управление при помощи качающегося рычага, установленного непосредственно на коробке.

Коробка передач ЯМЗ-236 механическая, с шестернями постоянного зацепления, имеет пять передач для движения вперед и одну передачу назад.

Передаточные числа коробки передач:

  • пятая передача- 0,73
  • четвертая- 1,00
  • третья- 1,79
  • вторая- 3,40
  • первая- 6,17
  • задний ход- 6,43

Для бесшумного переключения передач на второй — третьей и четвертой — пятой передачах установлены синхронизаторы.
Картер коробки передач отлит из специального чугуна и усилен ребрами. В передней и задней стенках картера расположены отверстия для установки подшипников валов. Верхняя открытая часть картера имеет фланец, на котором нарезаны отверстия для крепления верхней крышки картера.

На правой и левой сторонах картера выполнены люки, закры­тые крышками и, для установки при необходимости коробки отбора мощности. На левой стороне картера расположено контрольное отверстие для проверки уровня масла в картере, а в нижней части -два отверстия для слива масла из картера. Все три отверстия закрываются коническими резьбовыми пробками.

В нижней части картера находятся также каналы масляной си­стемы коробки и окно для очистки магнита и сетки заборника масла, закрываемое крышкой с прокладкой.
Спереди к картеру коробки крепится восемью болтами с пружин­ными шайбами картер сцепления. В задней части картера предус­мотрена вертикальная площадка с резьбовыми отверстиями для крепле­ния задней опоры коробки передач. Картер внутри окрашивается маслостойкой краской.

Комплектующие КПП ЯМЗ-236

  1. 1дистанционный механизм;
  2. маслоналивная пробка;
  3. сапун;
  4. первичный вал;
  5. муфта выключения сцепления;
  6. сальники;
  7. кольцевая гайка;
  8. задний подшипник первичного вала;
  9. передний подшипник вторичного вала;
  10. шестерня первичного вала;
  11. синхронизатор четвертой и пятой передач;
  12. упорная шайба шестерни пятой передачи;
  13. фигурная шпонка;
  14. шестерня пятой передачи вторич­ного вала;
  15. шестерня третьей передачи вторичного вала;
  16. верхняя крышка;
  17. синхронизатор второй н третьей передач;
  18. шестерня второй передачи вторичного вала;
  19. вторичный вал;
  20. шестерня первой передачи вторичного вала;
  21. ось блока шестерен заднего хода;
  22. роликоподшипник блока шестерен заднего хода;
  23. блок шестерен заднего хода;
  24. крышка заднего подшипника вторичного вала;
  25. червяк привода спидометра;
  26. фланец крепления кардана;
  27. тарельчатая шайба;
  28. гайка;
  29. пробка уровня масла.
  30. задний подшипник вторичного вала;
  31. задний подшипник промежуточного вала;
  32. крышка заднего подшипника промежуточного вала;
  33. шестерня первой передачи промежуточного вала;
  34. маслосливиые пробки;
  35. шестерня второй передачи промежуточного вала;
  36. забориик масла с магнитом и сеткой;
  37. шестерня третьей передачи промежуточного вала;
  38. шестерня пятой передачи промежуточного валя;
  39. крышки люков отбора мощности;
  40. шестерня отбора мощности;
  41. промежуточный вал;
  42. демпферная шестерня;
  43. картер коробки передач;
  44. передний подшипник промежуточного вала;
  45. масля­ный насос;
  46. картер сцепления;
  47. крышка заднего подшипника первичного вала;
  48. вал вилки выключения сцепления;
  49. вилка выключения сцепления;
  50. валик ведомой цилиндрической шестерни привода спидометра;
  51. крышка сменных шестерен;
  52. шестерня привода спидометра;
Коробка передач ямз-236

Коробка передач ямз-236

Коробка передач ЯМЗ-236С отличается от коробки передач ЯМЗ-236 незначительно.

Передаточные числа коробки передач имеют меньшие величины:

  • пятая передача 0,66
  • четвертая 1,00
  • третья 1,52
  • вторая 2,90
  • первая 5,26
  • задний ход 5,48

В связи с тем, что коробка применяется с двухдисковым сцеп­лением, на нее ставится удлиненный картер сцепления и удлинен­ный первичный вал.

Демпферная шестерня заменена обычной жесткой шестерней.

Вместо дистанционного управления коробка оборудована ка­чающимся рычагом переключения передач, устанавливаемым непо­средственно на верхней крышке коробки.

Рычаг переключения передач сварной, состоит из изогнутого стержня и фигурного наконечника с шаровой головкой; устанавливается в опоре, отлитой из чугуна, которая крепится к верхней крышке коробки передач. Рычаг вставляют в опору изнутри и поджимают шаровой головкой к конической поверхности опоры пружиной и шайбой, не дающими рычагу сместиться вниз и в то же время не пре­пятствующими ему качаться в боковом и продольном направле­ниях. От проворачивания рычаг удерживается штифтом, захо­дящим в паз, выполненный на шаровой головке.

Сверху соединение рычага с опорой защищается от попадания пыли и грязи резиновым колпаком.

На верхний конец стержня рычага навертывается пластмас­совая рукоятка, за которую рычаг можно перемещать при вклю­чении различных передач.

Опора с рычагом в сборе ставится на верхнюю крышку коробки на те же установочные штифты и шпильки с гайками, что и картер дистанционного механизма.

На коробке передач ЯМЗ-236С устанавливают также новый фланец крепления кардана увеличенного диаметра. Привод спидометра из коробки передач ЯМЗ-236С удален. На вторичном валу за задним подшипником установлена распорная втулка.


Читайте также: