Оценочные показатели масла

Моторное масло

Моторное масло

В качестве оценочных показателей принималось количество отложений на деталях поршневой группы, подвижность колец и их износ (при потере массы); состояние рабочих фасок выпускных клапанов; количество отложений в роторе центрифуги; изменение физико-химических свойств масла, в частности, щелочности.

Как отмечалось выше, особое внимание уделялось подбору масла для модификаций дизелей с наддувом.

В результате многократных испытаний различных масел было установлено, что для этих двигателей требуются масла 2 серии.

Однако испытанные опытные и серийного производства масла типа группы 2 имели ряд недостатков. Так, масло с присадкой БФК и СБ-3 обладает недостаточными моющими свойствами. Масло с присадкой ВНИИ НП-370 способствует образованию твердого нагара и вызывает коррозию вкладышей. В конечном итоге было подобрано масло с композицией присадок, включающей в себя присадку ВНИИ НП-360 с высокими антиизносными свойствами, сульфонатную присадку ПМС, обладающую высокими моющими свойствами, и антиокислительную и антиизносную присадку ВНИИ НП-354 или ДФ-11. Результаты испытаний Данной композиции были положительными, что позволило внедрить это масло в производство.

Важным эксплуатационным качеством масла является степень его старения, которая может характеризоваться скоростью расхода присадки. Чем больше в масле продуктов его окисления, неполного сгорания топлива, особенно сернистого, тем быстрее расходуется присадка. Расход присадки по времени можно проследить по изменению щелочности масла.

В первые часы работы дизеля с новым маслом интенсивность расхода присадки наивысшая из-за первоначального контакта с металлическими поверхностями и со старыми продуктами полимеризации масла (пастообразными отложениями, лаками, нагарами и т. д.). С увеличением угара масла примерно пропорционально возрастает расход присадки.

После освоения промышленного производства масел М10Г и М10В систематически осуществлялась проверка качества этих масел, которая подтверждала соответствие их техническим условиям. Опыт исследований и эксплуатации показал, что необходимо систематически проверять моторные качества товарных масел, а также их чувствительность к воде. Метод проверки масла на чувствительность к воде, разработанный на ЯМЗ, заключается в смешивании дизельного масла с определенными количествами дистиллированной воды: следы; 0,25%; 1%.

Многолетний опыт эксплуатации коробок передач автомобилей большой грузоподъемности и результаты проведенных исследований позволили сформулировать требования к маслам для коробок передач силовых агрегатов ЯМЗ. ВНИИ МП рекомендовал для испытаний в коробках передач масло ТС-14,5 с 6% присадки ОТП и масло ТС-14,5 с 2°о присадки ДФ-11.

Испытания масел.

Испытания этих масел проводились в сравнении с маслом МТ-16п, рекомендуемым действующей инструкцией по эксплуатации.

Перед началом испытаний в коробках передач в лаборатории проверяли следующие свойства масел: вязкостно-температурные антиокислительные (на приборе ДК-З-НАМИ), антикоррозийные, противонагарные и противоизносные (на четырехшариковой машине трения 4ШМ-3.2 по ГОСТ 9490-60), а также совместимость масел.

По результатам сравнительной проверки выявлено, что все испытываемые образцы масел имеют примерно одинаковые указанные качества, причем наиболее хорошими вязкостно-температурными качествами обладает масло с присадкой ОТП (вероятно вследствие меньшей начальной вязкости базового масла), затем масло ТС-14,5 с присадкой ДФ-11 в масло МТ-16п. Несколько лучшие антикоррозийные свойства оказались у масла ТС-14,5 с присадкой ДФ-11.

Получены результаты сравнительных испытаний масел на машине трения 4ШМ-3,2. Масло ТС-14,5 с присадкой ДФ-11 по своим противозадирным свойствам находится на уровне масла МТ-16п. Масло ТС-14,5 с присадкой ОТП имеет более высокие противозадирные свойства (обобщенный показатель износа ОПИ и у него почти в 1,5 раза выше, чем у масла МТ-16п). Противоизносные свойства масел определялись по методике ВНИИ НП.

Проведенные работы позволили рекомендовать для широкой эксплуатационной проверки масла ТС-14,5 с добавкой 2% ДФ-11-+-+ 1,5%ПМА Д+ 0,005% ПМС-200А по ТУ 38-1-01-294-72.


Читайте также: