Вентилятор системы охлаждения ЯМЗ

Крыльчатка вентилятора

Крыльчатка вентилятора

Вентилятор осевого типа с шестилопастной штампованной крыльчаткой вместе с приводом крепится к переднему торцу крышки шестерен распределения и приводится во вращение специальной шестерней, входящей в зацепление с шестерней распределительного вала. Передаточное отношение от коленчатого вала к приводу вентилятора равно 1,31. Крепление привода вентилятора произво­дится четырьмя шпильками с гайками, стопорящимися пружинными шайбами. Между корпусом привода и крышкой шестерен распре­деления проложена паронитовая прокладка. При установке привода следует обращать внимание на то, чтобы сливное отверстие на кор­пусе было направлено вниз. В противном случае корпус переполнится маслом, что приведет к течи масла через передний сальник привода.

Правильность зацепления шестерни привода вентилятора обеспе­чивается точно выдержанной координатой отверстия на крышке шестерен распределения, по которому центрируется привод цилинд­рическим выступом на корпусе со стороны фланца.

Корпус привода вентилятора отлит из алюминиевого сплава и имеет две цилиндрические расточки, в которых на радиальных шарикоподшипниках устанавливается вал привода. Подшипники в корпусе установлены по посадке скольжения.

Задний подшипник упирается в бурт корпуса и фиксируется в осевом направлении штампованным упорным фланцем, прикреп­ленным к корпусу тремя болтами. Передний подшипник в осевом направлении не фиксируется.

Внутренние кольца подшипников напрессованы на вал до упора в специально выполненные на нем бурты.
На задний шлицевой конец вала до упора в подшипник устанав­ливается шестерня привода, которая вместе с подшипником крепит­ся на валу гайкой со специальной стопорной шайбой.

На передний конец вала за подшипником последовательно уста­навливаются втулка сальника, шкив привода генератора и компрес­сора и упругая муфта привода вентилятора. Втулка сальника напрессовывается на вал с натягом 0,002-0,040 мм. Шкив устанав­ливается также с натягом 0,008-0,047 мм и дополнительно фикси­руется от проворачивания сегментной шпонкой. Упругая муфта с валиком соединена треугольными шлицами. Все эти детали стяги­ваются по торцам гайкой, навернутой на резьбовой конец вала и застопоренной специальной замковой шайбой. Гайки и шайбы перед­него и заднего концов вала взаимозаменяемы.

В расточку корпуса привода запрессован резино-армированный сальник.
Шкив привода генератора и компрессора имеет два ручья для клиновых ремней с сечением 17×10 мм.
Упругая муфта предохраняет привод от действия ударных нагрузок при пуске и резком изменении скоростного режима работы двигателя. Состояние муфты в процессе эксплуатации необходимо периодически проверять.

Работа с неисправной муфтой может вызвать поломку при­вода и привести к серьезной аварии двигателя.
Муфта состоит из двух стальных дисков, связанных между собой слоем резины, привулканизированным к обоим дискам. Передний диск жестко посажен на вал привода, а задний установлен на нем с зазором 0,032-0,150 мм.

К заднему диску припаяны латунью четыре упора с внутренней резьбой. В собранном состоянии эти упоры выступают за плоскость переднего диска на величину 0,2 мм. К упорам с помощью четырех болтов крепится крыльчатка вентилятора. Диаметры отверстий в ведущем переднем диске, через которые проходят упоры, обеспечива­ют возможность углового перемещения дисков муфты при работе.

Крыльчатка вентилятора состоит из двух штампованных кресто­вин и шести лопастей, скрепленных заклепками. В середине между крестовинами установлен проставочный диск. Центральное отверстие в крестовинах обрабатывается и служит центровочным при посадке крыльчатки на упругую муфту привода. Крестовины крыльчаток двигателей ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236 унифицированы, лопасти же крыль­чатки двигателя ЯМЗ-236 имеют меньший размер по длине, в резуль­тате чего крыльчатка вентилятора в сборе для двигателей ЯМЗ-236 имеет диаметр 520 мм, а для двигателя ЯМЗ-238-560 мм. Крыль­чатка в сборе балансируется с точностью до 20 Гсм.


Читайте также: