Генератор Г-107Б для ЯМЗ

 Дата публикации: 26.08.2023

Генератор Г-107Б отличается от генера­тора Г-105Б только экранировкой выход­ных зажимов и требует применения экра­нированного реле-регулятора и проводов.

Провода экранируются металлической оп­леткой, которая служит соединением кор­пуса генератора с корпусом реле-регуля­тора.

Концы проводов присоединяются к установленным на каждом генераторе штепсельным разъемам.

Следует иметь в виду, что генератор и реле-регулятор надежно работают только при условии наличия хорошего электрического контакта между массами генератора и реле-регулятора.

Генератор 4512.3771 80А ЯМЗ Евро-3

Генератор 4512.3771 80А ЯМЗ Евро-3

Техническая характеристика генераторов Г-105Б и Г-107Б

Номинальное напряжение 24 вольт.

Начальное число оборотов возбуждения при температуре 30° С, при которых достигается напряжение 25 вольт, в минутуне более:

  • без нагрузки- 1750,
  • при токе 16 А - 3000.

Номинальный ток 16 А.

Ток при числах оборотов холостого хода (в режиме электродвигателя при напря­жении на клеммах 24 вольт) не более 7,5 А.

Направление вращения (со стороны при­вода): правое.

Сопротивление обмотки возбуждения (между выводной клеммой и массой) в ом 18,4±0,92 Прижимное усилие щеточных пружин в Г 800-1300.

Установка генератора на двигатель и его привод.
Генератор устанавливается на литом кронштейне, закрепленном на верхней крышке блока цилиндров двигателя.

К кронштейну генератор кре­пится двумя лапами, выпол­ненными на крышках корпуса. Для надежного соединения лап генератора с кронштей­ном ' на задней опоре преду­смотрена возможность выбора монтажного зазора с помощью специальной втулки, вверты­ваемой в кронштейн. Лапы генератора соединяются с кронштейнами двумя бол­тами.

Третьей лапой генератор крепится к натяжной планке, имеющей продольный паз, по­зволяющий регулировать на­тяжение ремня привода поворотом генератора на болтах крепле­ния к кронштейну.

Генератор приводится во вращение клиновым ремнем с сечением 17x10 мм и длиной 850 мм.

Ведущий шкив устанавливается на валу привода вентилятора. Общее передаточное отношение от коленчатого вала двигателя к генератору равно 1,6.

Ежедневно перед выездом после пуска двигателя, когда батарея несколько разряжена стартером, необходимо проверить работу гене­ратора. На средних числах оборотов двигателя генератор должен давать некоторый зарядный ток, величина которого падает по мере восстановления заряда батареи.

Следует иметь в виду, что при исправной и полностью заряжен­ной аккумуляторной батарее и отключенных потребителях, отсутст­вие зарядного тока или малый ток не сви­детельствует о неисправности генератора.

Недопустимо проверять работу генера­тора замыканием выводов генератора на массу; это неизбежно приведет к сгоранию контактов реле-регулятора.

При первом техническом обслуживании выполнить следующие работы:

  1. очистить наружную поверхность ге­нератора от пыли, грязи и масла;
  2. подтянуть болты крепления генера­тора;
  3. проверить натяжение приводного рем­ня, при необходимости отрегулировать;
  4. проверить затяжку и чистоту всех наружных контактных соединений; при не­обходимости зачистить контактные места и подтянуть соединения.

При втором техническом обслужива­нии:

  1. Проверить работу щеточного узла ге­нератора. Для этого снять защитную лен­ту генератора, осмотреть щетки и коллек­тор и убедиться, что щетки свободно пе­ремещаются в щеткодержателях и плотно прилегают к коллектору. Проверить затяжку винтов, крепящих щеточные канатики к щеткодержателям. Высота щеток должна быть не менее 17 мм. Щетки, изношенные по высоте,заменить новыми. Для извлечения щеток нужно с помощью специального крючка приподнять их пружины. Новые щетки притереть к коллектору. Притирка щеток к коллектору производится на снятом с двига­теля генераторе следующим образом: полоску мелкой стеклянной шкурки, имеющую ширину, равную длине коллектора, ввести между щеткой и коллектором, оттянув предварительно проволочным крюч­ком рычаг щеткодержателя и приподняв щетку. Полоска должна охватывать не менее половины окружности коллектора и быть обращена своей рабочей стороной к щеткам. Опустив щетку в рабо­чее положение, протаскивать полоску против направления вращения якоря до тех пор, пока щетки не будут прилегать к коллектору. При движении стеклянной шкурки по направлению вращения якоря щетки необходимо приподнимать. Одновременно притирать две щетки. После притирки продуть генератор сжатым воздухом.
  2. Проверить затяжку стяжных болтов генератора.
  3. Проверить состояние рабочей поверхности коллектора; она должна быть чистой и без подгорания. При наличии загрязнения или подгорания коллектор протереть чистой тряпочкой, смоченной в бензине.

Не следует смешивать подгоревший коллектор с коллектором, покрытым политурой.

Подгоревший коллектор обычно бывает темного цвета без блес­тящей поверхностной пленки. Коллектор, покрытый политурой, имеет светлокоричневый или синеватый цвет и блестящую поверх­ностную пленку; зачищать такой коллектор не следует, так как поверхностная пленка улучшает работу щеток.

Загрязненный или подгоревший коллектор протирают тряпочкой, смоченной в бензине. Если это не поможет, то коллектор зачищают мелкой стеклянной шкуркой, вращая якорь рукой. Не разрешается зачищать коллектор наждачной шкуркой.

Если подгоревший коллектор не зачищается стеклянной шкуркой, необходима проточка коллектора. Для этого генератор нужно снять с двигателя и вынуть якорь из генератора.

Эту работу выполнять в следующей последовательности:

  1. отсоединить электропровода от генератора;
  2. отвернуть болт крепления генератора к планке;
  3. снять со шкива ремень привода генератора;
  4. отвернуть болты крепления генератора к кронштейну и снять генератор;
  5. очистить генератор от пыли, грязи и масла и протереть сал­феткой;
  6. снять защитную ленту генератора, отвернув отверткой стяж­ной виит;
  7. с помощью специального крючка приподнять пружины щеток и вынуть из щеткодержателей щетки; если щетки пригодны для дальнейшей эксплуатации, необходимо их пометить, чтобы при последующей сборке установить в свои щеткодержатели;
  8. отвернуть гайку крепления шкива генератора, снять пру­жинную шайбу, снять специальным съемником шкив и вынуть из паза якоря шпонку;
  9. снять крышку подшипника с прокладкой, расшплинтовав и отвернув предварительно три крепящих ее винта;
  10. расшплинтовать и отвернуть гайку вала якоря со стороны коллектора и снять шайбу;
  11. отвернуть два стяжных болта;
  12. снять крышку генератора со стороны коллектора;
  13. вынуть якорь в сборе с крышкой со стороны привода;
  14. спрессовать крышку с вала якоря;
  15. проточить коллектор до получения гладкой чистой поверх­ности;
  16. 1выбрать на глубину 0,8 мм изоляцию (миканит) между пластинами (ламелями) коллектора; при этом необходимо следить, чтобы изоляция была выбрана по всей ширине;
  17. прошлифовать кол­лектор и снять заусенцы мелкой стеклянной шкуркой.

После проточки коллек­тора собрать генератор и установить его на двига­тель.