Топливоподкачивающий насос ЯМЗ

Насос топливный

Насос топливный

Топливоподкачивающий насос предназначен для подачи топ­лива от бака через фильтры грубой и тонкой очистки топлива к впускной полости насоса высокого давления.

Топливоподкачивающий насос, устанавливается на корпусе насоса высокого давления и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала последнего. Корпус топливоподкачивающего насоса выполнен из чугунной отливки и присоединен фланцем к корпусу насоса высокого давле­ния через паронитовую прокладку с помощью трех болтов с пружин­ными шайбами. В корпусе подкачивающего насоса расположены все каналы, соединяющие впускные и выпускные отверстия через полость, в которой перемещается поршень. Стальной поршень установлен в корпусе с диаметральным зазором не более 0,038 мм. На поршне обработана кольцевая канав­ка, в которой зафиксирована одним концом пружина поршня. Вторым концом пружина упирается в кольцевой паз пробки, которая ввернута в корпус и уплотняет надпоршневую полость медной шайбой. Толкатель поршня, перемещающийся в корпусе, выполнен из подшипниковой стали. Диаметральный зазор между толкателем и корпусом равен 0,020-0,093 мм. Толкатель приводится в движе­ние от эксцентрикового вала через ролик, который вращается на плавающей оси, застопоренной от продольного перемещения двумя сухарями. Последние, перемещаясь в пазах корпуса, предохраняют толкатель с роликом от разворота относительно эксцентрикового вала. От выпадания из корпуса толкатель удер­живается усом стопорного кольца.

Ролик, его ось и сухари изготовлены из низколегированной низкоуглеродистой стали с цементацией и закалкой наружных поверхностей до высокой твердости. Зазоры сопряженных деталей находятся в следующих пределах: ролик — ось и ось — толкатель 0,023, сухарь — толкатель 0,025, сухарь — направ­ляющий паз в корпусе 0,25 мм.

Пружина, опирающаяся на кольцевой паз в толкателе и фланец втулки штока, постоянно прижимает толкатель к эксцентри­ковому валу.

Шток толкателя, передающий движение поршню, перемеща­ется в направляющей втулке штока. Шток изготовлен из инстру­ментальной стали и имеет высо­кую твердость. Втулка штока, выполненная из подшипниковой стали, ввернута в корпус насоса до упора во фланец на специальном клее. Шток и втулка составляют прецизионную пару, в которой за­мена одной детали на одноименную из другой пары не допускается.

Впускной и нагнетатель­ный клапаны из капрона типа «корд» пружинами прижимают­ся к притертым торцам стальных седел, запрессованных в корпус насоса. Направляющей впускно­го клапана служит запрессован­ная в корпус ручного поршневого насоса стальная втулка. По наружной поверхности свободного конца этой втулки центрируется пружина впускного клапана. Пру­жина нагнетательного клапана устанавливается по кольцевому пазу в стальной пробке, цент­ральное отверстие в которой слу­жит направляющей хвостовика вы­пускного клапана.

Корпус цилиндра ручного насо­са и пробка — направляющая нагнетательного клапана заверну­ты на резьбе в корпус подкачи­вающего насоса. Уплотнение этих соединений обеспечивается медны­ми шайбами.

В корпусе ручного насоса за­креплен на резьбе цилиндр ручного насоса через прокладку из масло-бензостойкой резины. Пор­шень подбирается к цилиндру по зазору, который должен быть в пределах 0,022 мм. Внут­ренняя кольцевая кромка поршня завальцовывается вокруг сферической части наконечника штока поршня. После установки поршня со штоком в цилиндр на шток с зазором 0,00-0,09 мм надевается рукоятка со штампованной тарелкой. Рукоятка на штоке фиксируется запрессован­ным стальным штифтом. Изготовленные из стали цилиндр, поршень, шток и рукоятка представляют собой неразборцое соединение.

Прокачка системы питания осуществляется ручным движением рукоятки со штоком и поршнем вверх-вниз. После прокачки рукоятка должна быть плотно вручную навернута на верхний резьбовой хвостовик цилиндра. При этом поршень прижимается к резиновой прокладке, уплотняя впускную полость подкачи­вающего насоса.

Эксцентрик кулачкового вала через толкатель и шток толкателя вместе с пружиной поршня и пружиной толкателя сообщают поршню насоса возвратно-поступательное движение.

При движении поршня под действием пружины топливо через впускной кла­пан, который, сжимая пружину, поднимается под действием раз­режения, поступает в надпоршневую полость. Одновременно находящееся под поршнем топ­ливо выталкивается в нагнета­тельную магистраль по кана­лу.

При обратном движении пор­шня под действием эксцентрика топливо, заполнившее надпоршневую полость, через поднявшийся нагнетательный клапан перекачивается по каналу в полость под поршнем. Далее процесс повторяется.

При повышении давления со стороны нагнетания поршень не совершает полного хода вслед за толкателем под действием своей пружины, останавливаясь в положении, которое определяется равновесием сил от давления топлива, с одной стороны, и усилия пружины, с другой стороны. Иначе говоря, с повышением про­тиводавления нагнетательный ход поршня уменьшается.

Такая схема топливоподкачивающего насоса позволяет поддерживать давление топлива в нагнетательной магистрали практически посто­янным почти на всех режимах работы двигателя.

Сборка топливоподкачивающих насосов ЯМЗ

Все детали насоса перед сборкой необходимо промыть в бензине, а трущиеся поверхности смазать очищенным дизельным топливом. Забоины и риски на притертых поверхностях седел клапанов не допускаются. Поршень и толкатель в сборе с роликом, осью и сухарями должны без заеданий и прихватываний свободно перемещаться в корпусе подкачивающего насоса. Это же требование распростра­няется на пару поршень — цилиндр ручного насоса. Пробка клапана, корпус ручного насоса и пробка пружины поршня должны быть ввернуты в корпус подкачивающего насоса после установки соответствующих деталей и обеспечить герметич­ность этих соединений.

Контрольная проверка топливоподкачивающих насосов про­изводится на специальном стенде, оборудованном мерным бачком, фильтром для очистки топлива, системой топливопроводов, мано­метром и вакуумметром. Насос приводится в действие от эксцен­трикового вала. Ход толкателя должен быть равным 10 мм.

При числе оборотов эксцентрикового вала 1050 в минуту и работе на летнем дизельном топливе с температурой 30-35°С про­изводительность насоса должна быть не менее 2,2 л/мин при противодавлении в системе 1,3-1,5 кГ/см 2 и разрежении на всасывании 180 мм рт. ст. При полностью перекрытой нагнетательной маги­страли давление у выходного штуцера должно быть не менее 4кГ/см2, а максимальное разрежение, создаваемое при полном перекрытии всасывающего трубопровода, должно быть не менее 380 мм рт. ст.

Топливный насос высокого давления обеспечивает равномерную подачу строго дозированных порций топлива в каждый цилиндр двигателя в определенный момент и в течение определенного про­межутка времени под высоким давлением.

Конструктивно насосы двигателей ЯМЗ-236 отличаются от насосов двигателей ЯМЗ-238 только числом секций, и поэтому дальнейшее описание устройства шестисекционной модели с учетом отмеченных ниже особенностей распространяется и на восьмисекционные насосы высокого давления.


Читайте также: