Шестерни главной передачи КрАЗ
С целью повышения ресурса ведущего моста до 150-180 тыс. км и его последующего увеличения БПИ и КрАЗ были проведены стендовые исследования различных вариантов шестерен главной передачи.
Испытаниям подверглись три варианта цилиндрических шестерен главной передачи: прямозубые (серийные), косозубые, косозубые с зацеплением Новикова.
Испытывались также конические шестерни главной передачи с углом зацепления 17° (серийные) и 20° (опытные).
Параметры опытных шестерен выбраны таким образом, чтобы сохранить межосевое расстояние серийной зубчатой передачи.
Испытания проводились на обкаточно-нагрузочном стенде с замкнутым контуром, электрическим приводом и гидроцилиндром в качестве нагрузочного устройства. Режим нагружения, выбранный на основе изучения эксплуатационных нагрузочных режимов, был принят следующим: 2 ч стенд работал при крутящем моменте на входном валу моста 100 кгс-м, б ч — при моменте 180 кгс-м, 6 ч — при моменте 240 кгс-м, затем момент увеличивался до 270 кгс-м и стенд работал до выхода из строя моста или же до достижения общей наработки, равной 60 ч. Частота вращения входного вала моста 430 об/мин. В каждом варианте передач испытывалось по 8-10 ведущих и ведомых шестерен.
Рассмотрение результатов испытаний различных вариантов зубчатых колес ведущих мостов позволяет отметить следующее. Наибольшей долговечностью как по контактной, так и по изгибной усталости обладают передачи с цилиндрическими косозубыми шестернями, затем передачи с цилиндрическими прямозубыми шестернями. В качестве критериев срока службы шестерен принимались: поломка зубьев; возникновение поверхностного выкрашивания, характеризуемого размером раковин 1,5-2 мм при общем их количестве 8-15 народном зубе. Износ зубьев шестерен достигает 0,2-0,3 мм после (800-900) 10 циклов и примерно одинаков для всех испытанных передач. Основной причиной выхода из строя цилиндрических шестерен является развитие усталостного выкрашивания, конических — усталостный излом зубьев.
Для ведущих мостов перспективных автомобилей заводом разработана передача с цилиндрическими косозубыми шестернями. Устанавливаемые в настоящее время передачи с цилиндрическими прямозубыми шестернями значительно улучшены в результате мероприятий, описанных ниже.