Генератор Урал

Бесконтактный стартер-генератор для автомобилей Урал

Бесконтактный стартер-генератор для автомобилей Урал

На автомобилях Урал-375Д, Урал-375СК1, Урал-375К, Урал-375ДЮ установлен генератор переменного тока Г250-П1 (до 1974 г. устанавливался генератор постоянного тока Г51). На автомобилях Урал-377, Урал-377С, Урал-375Н, Урал-375СН установлен генератор постоянного тока F130.
Генератор Г250-П1 трехфазный, двенадцатиполюсный, синхронный с проточной вентиляцией, водостойкий и со встроенным кремниевым выпрямительным блоком. Работает в комплекте с транзисторным бесконтактным регулятором напряжения РР132.
Техническая характеристика:
Номинальное напряжение 14 В.
Номинальная сила тока 40 А.
Частота вращения ротора, при которой достигается напряжение на зажимах 12,5 В при независимом возбуждении напряжением 12,5 В:
при силе тока, равной нулю – 850 об/мин,
при нагрузке 28 А – 1800 об/мин,
Числа фаз статора (соединены звездой) – 3 об/мин,
Направление вращения ротора – правое.
Провода к вывода генератора, регулятора напряжения и аккумуляторной батареи (подсоединять в строгом соответствии с маркировкой, указанной на зажимах генератора и регулятора. Неправильное присоединение проводов к зажиму генератора и регулятора может привести к отказу генератора, аккумуляторной батареи и регулятора напряжения.
Генератор ПЗО постоянного тока, защищенного исполнения параллельного возбуждения, работает совместно с реле-регулятором РР130.
Генератор Г51 постоянного тока, водостойкий, экранированный параллельного возбуждения, работает с реле-регулятором РР51.

Техническое обслуживание генератора автомобиля Урал

Периодически следует проверять надежность крепления генератора и прочищать его сжатым воздухом. После пуска двигателя проверить работу генератора по показаниям амперметра. При этом по мере восстановления заряда аккумуляторной батареи зарядный ток постепенно уменьшается, а при полностью заряженной батарее становится (минимальным или отсутствует.
Для проверки состояния щеток и легкости их перемещения в щеткодержателях необходимо: снять щеткодержатель (для генератора Г250-П1) или снять защитную ленту, подняв рычаг V6 (для генератора ПЗО).
В случае заедания щетки и щеткодержатели очистить от грязи. Допускается износ щеток по высоте не более 17 мм для генератора Г250-П1 и не более 8 мм для генератора ПЗО.
Если в генераторе ПЗО изношенные щетки заменяют новыми, то их необходимо притереть по коллектору мелкозернистой стеклянной шкуркой.
Шкурку, равную по ширине коллектору, протягивают между щетками и коллектором при опущенных щетках против направления вращения коллектора.
Рабочая поверхность коллектора (генератор ПЗО) или контактных колец (генератор Г250-П1) должна быть гладкой, слегка темного цвета, но без следов нагара. Если обнаружен нагар, то коллектор или кольца протереть чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине, или зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
Если следы нагар не зачищаются шлифовальной шкуркой необходимо проточить коллектор или контактные кольца.
Усилие, создаваемое щеточными пружинами у генератора Г130, проверяют ручным динамометром в направлении оси щеток. Пружины, потерявшие упругость, необходимо заменить.
При установке генератора рекомендуется перед затяжкой болтов крепления генератора к кронштейнам ослабить болты крепления заднего кронштейна к двигателю, затянуть болты крепления генератора и затем затянуть полностью болты крепленая заднего кронштейна.

Ремонт генератора автомобиля Урал

Для ремонта генератор необходимо снять с двигателя и очистить от грязи.
Разборка. Разбирать генератор Г250-П1 рекомендуется в следующем порядке:

  • отвернуть болты и снять щеткодержатель со щетками;
  • отвернуть винты и снять крышку подшипника, затем отвернуть стяжные винты и с помощью съемника снять крышку со стороны контактных колец вместе со статором;
  • отсоединить фазовые обмотки статора от выводов на выпрямительном блоке, отвернуть гайку и при помощи съемника снять шкив, вентилятор, втулку и вынуть шпонку;
  • с помощью съемника снять крышку со стороны привода вместе с подшипником, после чего отвернуть винты и выпрессовать подшипник из гнезда крышки.

Разборку генератора ПЗО необходимо выполнять в следующей последовательности:

  • установить генератор в приспособление, закрепив его корпус, или в тиски, закрепив его за ушко крышки со стороны привода;
  • отвернуть винты крепления наконечников проводов щеток, приподнять рычаги щеткодержателей и вынуть щетки;
  • снять крышку вместе с прокладкой и, отвернув гайку крепления подшипника, снять пружинную и плоскую шайбы;
  • отвернуть гайку крепления шкива, снять пружинную шайбу и с помощью съемника снять шкив и вынуть шпонку;
  • отвернуть и вынуть стяжные шпильки с пружинными шайбами, снять съемником крышку в сборе и вынуть из корпуса якорь в сборе с крышкой.

После разборки все детали очистить от грязи и масла.

Контроль деталей. Проверить, нет ли короткого замыкания в генераторе с помощью прибора ППЯ модели Э202 или контрольной лампой под напряжением 220-550 В, в течение 1 мин. Контрольную лампу подключать: у генератора ПЗО — между корпусом якоря и поочередно с ламелями коллектора, крышкой и изолированным выводом катушки возбуждения; у генератора 1Л0-П1 — между статором и обмотками с корпусом ротора и выводом обмотки возбуждения.
При отсутствии замыкания лампа не горит.

Обмотки генераторов на отсутствие обрывов проверяют также на приборе ППЯ модели Э202 или контрольной лампой, которую подключают: у генератора ПЗО — к выводам катушек возбуждения, у генератора Г250-П1-к контактным кольцам ротора и поочередно к выводам фазных обмоток. При обрыве обмотки, а у генератора Г250-П1 при нарушении соединения в средней точке фаз лампа не горит.
Проверить, нет ли витковых замыканий в якоре генератора с помощью прибора ППЯ, а в катушке возбуждения и в фазных обмотках с помощью омметра. В случае замыкания заменить указанные узлы.

В выпрямительном блоке проверяют исправность диодов с помощью контрольной лампы, подсоединенной к источнику постоянного тока под напряжением не более 12 В. Если диоды исправны, то лампа загорается в положении I и не горит в положении II. При неисправных диодах лампа не горит (или горит) в обоих положениях. Исправность диодов можно проверить также прибором, предназначенным для проверки полупроводниковых элементов.
На якоре не допускается вырыв секции обмотки, коррозия, задиры и смещения пластин якоря. Биение якоря должно быть не более 0,08 мм.
При износе контактных колец более 0,5 мм по диаметру, большом подгаре коллектора их следует проточить. Шероховатость поверхности после проточки должна быть 1,25 мкм, биение коллектора или контактных колец относительно шеек вала допускается не более 0,02-0,03 мм. Минимально допустимый диаметр проточки коллектора — 39,66 мм, контактных колец — 29,2 мм. У коллектора после проточки выбрать на глубину 0,5-0,8 мм изоляцию между пластинами. Изоляцию также можно выбрать заточенным ножовочным полотном. После этого снять заусенцы стеклянной шкуркой.

Сборку генератора проводят в порядке, обратном разборке. После сборки проверить частоту вращения ротора (якоря) генератора, при которой достигается напряжение 12,5 В. Этот параметр проверяют в режиме холостого хода и при полной нагрузке. Данные должны соответствовать технической характеристике.

В генераторе ПЗО дополнительно проверяют потребляемую силу тока при работе в режиме двигателя, которая должна быть не более 5 А.


Читайте также: