Блок-картер ЯМЗ-236, 238

 Дата публикации: 02.12.2022

Блок-картер двигателя ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Блок-картер двигателя ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Блок-картер является основной корпусной деталью двигателя и представляет собой жесткую пространственную от­ливку из низколегированного серого чугуна. Отливка подверга­ется искусственному старению для снятия термических напряже­ний, что позволяет блоку сохранить правильные геометрические формы и размеры в процессе эксплуатации.

В верхней части блок-картера под углом 90° расположены два ряда цилиндровых гнезд с привалочными поверхностями под го­ловки цилиндров. Привалочная поверхность цилиндровой части блока отличается высокой плоскостностью (отклонение не превы­шает 0,05 мм на всей длине блока) и параллельна оси расточек под подшипники коленчатого вала с точностью 0,1 мм.

Толстостенные гильзы цилиндров центрируются по двум кон­центричным расточкам, выполненным в верхней и нижней плитах блока, причем нижняя расточка для удобства монтажа имеет заходную фаску. Гильзы упираются в специальную выточку верх­ней плиты, точный размер которой в совокупности с точным раз­мером бурта гильзы обеспечивает выступание ее над привалочной плоскостью в пределах 0,065-0,165 мм.

Правый ряд цилиндров смещен относительно левого вперед на 35 мм, что обусловлено установкой двух шатунов на общую ша­тунную шейку коленчатого вала.
Отличительной чертой цилиндровой части блок-картера явля­ется то, что стенки водяной рубашки образуют замкнутый сило­вой пояс вокруг цилиндровых гнезд и вместе с дополнительными вертикальными ребрами связывают верхнюю и нижнюю плиты ци­линдровой части блока.
Бобышки под шпильки крепления головок цилиндров (шесть шпилек на каждый цилиндр) расположены в средней части стенок силового пояса, а резьба в них нарезается на расстоянии 35 мм от привалочной плоскости. Такая силовая схема цилиндровой части существенно снижает искажение геометрической формы гильз и тем самым способствует высокому сроку службы двигателя.

На привалочных поверхностях под крепление головок цилинд­ров выполнены также литые отверстия для прохода штанг толка­телей, отверстия для слива масла из полости клапанного механиз­ма головки, для перепуска воды из водяной рубашки блока в головку цилиндров и по два отверстия под штифты, запрес­совываемые в блок для точной фиксации головки относительно цилиндров.